ОАО «РЖД» внедрит технологию электронной маркировки рельсов
ОАО «РЖД» внедрит технологию электронной маркировки рельсов
До 1 марта 2020 года компания «РСТ-Инвент» представит ОАО «РЖД» концепцию по внедрению автоматизированной технологии маркировки рельсовой продукции. В следующем году в ходе реализации проекта цифровизации железнодорожной инфраструктуры перевозчик начнёт внедрение инновационной разработки.
Переход к инновациям
Как сообщил «Гудку» главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Геннадий Насонов, в следующем году начнётся реализация поэтапного перехода от вдавленной маркировки рельсов на метку с идентификационным кодом на рельсе. Сделать это планируется при помощи RFID-меток (электронный чип, записывающий информацию и передающий её по радиоволнам считывающему устройству).
По словам Геннадия Насонова, внедрение пилотного проекта маркировки RFID-метками железнодорожных рельсов планируется выполнить в границах одной дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры.
Напомним, в конце августа этого года ООО «РСТ-Инвент» (российский производитель RFID-меток) стало победителем тендера ОАО «РЖД» на разработку концепции по внедрению технологии маркировки рельсовой продукции и технико-экономического обоснования её применения. Контракт на сумму 24,9 млн руб. подписан в начале ноября.
«Есть диагностические вагоны, которые движутся по рельсам, смотрят их состояние, отсутствуют ли различные дефекты и так далее, – пояснил «Гудку» принцип работы RFID-меток заместитель коммерческого директора ООО «РСТ-Инвент» Виталий Войцехович. – На такой вагон может быть закреплено RFID-оборудование, которое будет автоматически считывать установленные на рельсах RFID-метки. Вся считанная информация будет вноситься в общую систему ОАО «РЖД».
Метки ликвидируют недостатки системы
Заключённое в ноябре соглашение предусматривает, что «РСТ-Инвент» разработает концепцию по внедрению технологии маркировки рельсовой продукции с целью определения нового метода, с помощью которого будет возможно осуществление последующей автоматизации внутренних технологических процессов на железной дороге. Например, автоматизация учёта рельсовой продукции.
По словам Геннадия Насонова, действующая система учёта рельсовой продукции ОАО «РЖД» не позволяет оперативно отслеживать статус конкретного рельса – его местонахождение, несанкционированное перемещение, степень износа, срок службы и прочие параметры.
«Истирание, загрязнение, коррозия заводского номера рельса приводят к проблемам в считывании номера маркировки и невозможности сплошного учёта рельсовой продукции. Ввиду этого в большинстве случаев отсутствует возможность повторного использования рельсовой продукции, как следствие – повышенный уровень риска списания рельсов. Расчётный убыток, который несёт ОАО «РЖД» от списания, составляет около 2 млрд руб. в год», – заявил Геннадий Насонов.
На сегодняшний день маркировка железнодорожных рельсов осуществляется двумя способами. Первый – постоянная маркировка, которая представляет собой клеймо с наименованием производителя, месяцем и годом изготовления, а также обозначением типа рельса. Второй – временная маркировка краской, которая обозначает дополнительные особенности рельсов.
Как пояснил Виталий Войцехович, учёт маркированных таким образом рельсов ведётся только на бумажном носителе – в рельсовых книгах, где информация зачастую может не соответствовать действительности, что может стать критичной проблемой при выявлении причин возникновения какой-либо аварийной ситуации.
«Ту маркировку, которая есть сегодня, невозможно прочитать машинным зрением. Если, например, маркировка затрётся, будет не видна под снегом или если рельсы распилят так, что маркировки не будет вовсе, то произвести автоматическое считывание информации не представляется возможным. Всё это приводит к тому, что непонятно, что лежит на путях.
Да, существует рельсовая книга, но и она не открывает полной картины, потому что её заполняют вручную и, соответственно, в ней колоссальное количество ошибок. В случае возникновения каких-то нестандартных ситуаций, например схода поезда с рельсов, будет невозможно поднять и восстановить данные, разобраться в ситуации, узнать, что конкретно сломалось и кто в этом виноват. Мы не сможем понять, по вине ли производителя рельс отработал не весь заявленный срок, либо путейцы несвоевременно поменяли рельсы. Автоматизация процесса учёта рельсов поможет избежать подобных последствий», – рассказал господин Войцехович.
По словам Геннадия Насонова, на сегодняшний день среди недостатков действующей системы учёта рельсовой продукции особенно выделяются ручное заполнение рельсовой книги, высокие затраты на персонал для проведения ежегодных инвентаризаций, дублирование работ (рельсовая книга ведётся как в бумажном, так и в электронном исполнении), а также отсутствие отражения актуальной информации.
«Перечисленные недостатки не дают возможности полноценно наблюдать за жизненным циклом рельсов от производства до утилизации в металлолом. Современные технологии маркировки на базе RFID позволят наилучшим способом справиться с недостатками действующей системы учёта рельсовой продукции и недостатками действующей системы маркировки, а также наблюдать за всеми процессами учёта жизненного цикла рельсов от производства до утилизации. Мы сможем видеть всю историю движения и работы рельсов», – заключил господин Насонов.
Маркировка оставляет ряд вопросов
Как рассказал «Гудку» директор по техническому регулированию железнодорожной продукции ООО «ТК «ЕвразХолдинг» Сергей Палкин, ЕВРАЗ совместно с ОАО «РЖД» уже не один год занимается разработкой приемлемой системы электронной маркировки рельсовой продукции.
«Ряд таких технологических задач, как содержание маркировки, считывание информации, сохранение этой информации на весь жизненный цикл, уже решены. Однако самая сложная техническая задача всё ещё остаётся под вопросом: как закрепить эту RFID-метку на рельсе? Мы видим три основные сложности. Во-первых, в отсутствии технических решений для нанесения метки на рельс в условиях отрицательных температур. Во-вторых, в необходимости нанесения метки в процессе движения рельса при производстве. В-третьих, технические решения по применению электронных меток требуют реконструкции действующего производства рельсов, что вступает в противоречие с нормами окупаемости и эффективности как основы бизнеса.
Конструкторы и специалисты ЕВРАЗа также работают над этими вопросами, предлагают самые разные технические решения, но пока что все они являются лишь аванпроектами. Самые привлекательные проекты требуют достаточно больших затрат, что повлечёт за собой удорожание рельсовой продукции и вряд ли будет интересно нашему главному заказчику – ОАО «РЖД». В частности, наши специалисты разработали систему, когда такую метку можно будет «утапливать» в тело рельса. Но для того, чтобы сохранить прочностные характеристики рельса, исключить возникновение концентраторов напряжений, необходимо несколько изменить конструкцию и геометрию, например, толщины шейки рельса, сделать её более прочной – так, чтобы ослабления не оказали влияния на эксплуатационные свойства. Это предполагает большее количество стали, и, соответственно, рельс будет дороже даже от простого увеличения веса стали на погонный метр. В пересчёте на тысячи километров протяжённости железнодорожных путей такое утяжеление выливается в «круглую цифру» роста затрат на железнодорожную инфраструктуру», – заключил господин Палкин.
Как отметил Виталий Войцехович, специалисты ООО «РСТ-Инвент» уже продумали и разработали не только саму метку для маркировки рельсов, но и способ её закрепления, однако озвучить её сегодня нельзя ввиду коммерческой тайны.
«Мы надеемся, что в случае утверждения концепции такая технология станет обязательной для всех производителей рельсов. Но это займёт немало времени. В случае одобрения концепции по внедрению технологии маркировки рельсовой продукции необходимо будет менять ГОСТы по маркировке рельсов. Также нужно будет изменить технические условия по выпуску рельсовой продукции. Придётся изменять нормативную базу, так что предстоит ещё длительная и непростая работа», – заключил Виталий Войцехович.
Новая концепция внедрения технологии маркировки железнодорожных рельсов в соответствии с заключённым договором должна быть представлена до 1 марта 2020 года.
Отметим, ОАО «РЖД» является крупнейшим постоянным заказчиком рельсов в России. В 2019 году холдинг приобрёл более 1 млн тонн рельсов, порядка 790 тыс. тонн из которых производства «ЕвразХолдинга» и 238 тыс. тонн – компании «Мечел».